В настоящее время в сложившихся социально-экономических условиях подготовка молодежи к самостоятельной жизни и формирование личностно активной позиции в сфере построения долговременных семейных отношений являются актуальными проблемами современной школы.
Выявленный у старшеклассников в результате диагностики недостаточный уровень развития социально-психологической компетенции и практических навыков внутрисемейного взаимодействия обусловливает возрастающую тенденцию к образованию дисфункциональных, психологически неблагополучных семей.
Настоящий проект направлен на решение обозначенной проблемы, на укрепление института семьи, актуализации семейных ценностей, на повышение у старшеклассников уровня развития социально-психологической компетенции и формирование практических навыков в сфере внутрисемейного взаимодействия. Разработанная технология решения проблемы представляет собой использование социально-психологического тренинга как формы работы со старшеклассниками, ориентированной на реализацию деятельностного подхода в воспитании и обучении.
Оригинальность разработанной программы тренинга «Семья — стратегия будущего» в использовании метода игрового моделирования — групповой игротерапии, которая создает возможность получения нового опыта посредством использования возможностей игровой деятельности, сохраняющейся у старших школьников, где одновременно существуют два плана — реальный и игровой контекст, а единицей игры являются социальные отношения.
Полученный в процессе игрового взаимодействия в ситуации игрового моделирования эмоциональный опыт детерминирует развитие самосознания, развивает способность к рефлексии, умение понимать эмоциональные состояния и мотивацию другого, развивает навыки экологичного межличностного взаимодействия.
Программа тренинга определяется теоретической основой психолого-педагогической концепции идей развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. Реализация проекта обеспечивает организацию процесса воспитания и развития старшеклассников с учетом возрастных особенностей.
Лидер проекта
Мария Сергеевна Дугина
Команда проекта
Алексеева Ольга Ивановна; должность в проекте – ведущий тренер. Дополнительная функция: общение с преподавательским сообществом по представлению данной программы — психолог, детский психолог, педагог, автор образовательных программ, ведущая детских, подростковых и взрослых групп, гештальт-терапевт, специалист по работе со сказкой, игровой терапевт.
Балакина Ольга Владимировна; должность в проекте – ведущий тренер. Дополнительная функция: индивидуальная терапия по запросу целевой группы — психолог, гештальт – терапевт, телесноориентированный терапевт, коуч, автор образовательных программ, ведущая детских, подростковых и взрослых групп.
Организация, реализующая проект
АНО «Центр помощи семье и детям «Ярослава»
Почтовый адрес организации: 603122, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Козицкого, д. 8, а/я № 7
Номер телефона руководителя проекта: 8 (920) 051-30-49, 8 (950) 372-68-22
Адрес электронной почты руководителя проекта: yaroslava.ms@mail.ru
Цель проекта
- Укрепление института семьи и актуализация семейных ценностей.
- Формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Задачи проекта
- Расширение представлений учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности.
- Формирование представлений о традиционных семейных ценностях.
- Создание условий для личностного осмысления учащимися семьи как ценности.
- Развитие качеств личности, необходимых для формирования значимой позиции по отношению к семье и семейным ценностям.
- Повышение социально-психологической компетентности учащихся.
- Развитие у старшеклассников практических навыков, необходимых для формирования экологичного межличностного взаимодействия в семье как социальной группе.
- Формирование представлений о семье как семейной системе, обеспечивающей непрерывное развитие личности и передачу духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению.
7.1. Формирование представлений о функциях семейной системы.
7.2. Формирование представлений о культуре семейных отношений.
7.3. Развитие умений строить отношения в семье на основе взаимного уважения.
7.4. Развитие практических навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Как оценивается успешность практики
К сожалению, в школах, несмотря на введение новых федеральных стандартов в образовании и учебном процессе, преобладает старая форма лекционного ведения уроков, а воспитательная часть образовательного процесса практически отсутствует.
Наш проект позволит ученикам, а также преподавателям, взглянуть на процесс обучение совершенно по-новому. Включение каждого школьника в процесс усвоения материала позволит не только отработать полезные навыки в общении внутри семьи, социальной группы, класса, а также даст возможность задуматься о ценности родительской семьи, уважении к старшему поколению, важности формирования своей будущей семьи.
Работа личностного тренера с группой детей поможет определить важнейшие ценности семьи. Внедрение нового, современного подхода в образовании станет наилучшим вкладом в институт семьи. Ожидаемые результаты реализации проекта заключаются в формировании представлений учащихся о семье как ценности, в практическом применении знаний, умений и навыков, полученных в процессе тренингового занятия, в своих будущих семейных отношениях.
Целевые аудитории проекта
- Старшеклассники
- Студенты
География проекта
Россия
Стадия развития проекта
Реализуется
Дальнейшее развитие проекта, финансовая модель
Дальнейшее развитие проекта тренингового занятия – это включение его модулем в полный просветительский курс, который разрабатывается в Ростове на Дону. Данный комплекс будет тиражирован в другие регионы России.