«Круг жизни: 70 проектов и инициатив»

Проект программы Общероссийского общественного движения
«За жизнь!» на 2021–25 гг.: приглашение к сотрудничеству
(версия на 23.08.2021 г.)

Автор: Сергей Чесноков

Высокая рождаемость, крепкая многодетная семья всегда выступали основой исторического существования нашего Отечества. Именно они позволили народам России не только пережить многочисленные иноземные нашествия, смуты, эпидемии и голод, но и создать мировую державу, раскинувшуюся на просторах Евразии, и самобытную цивилизацию, которая стала одним из лидеров культурного, научно-технического и социального прогресса человечества.

Сегодня Россия имеет все возможности и природные ресурсы, чтобы обеспечить свое население всем необходимым, и это важно сделать для консолидации общества ввиду нарастания внешнеполитических угроз. Однако из-за низкой рождаемости страна до сих пор не оправилась от демографических потерь 70-летней давности в годы Великой Отечественной войны. И если ничего не предпринимать, то нас ожидает депопуляция и стагнация, старение населения, замещение мигрантами, радикализация молодежи, упадок экономики, межэтнические стычки, потеря территориальной целостности и цивилизационной идентичности — гибель исторической России.

Как выйти из демографической ямы, которая уже забирает около полумиллиона людей в год, и до 2035 года будет только нарастать (по некоторым оценкам до 1,5 млн в год)? Как преодолеть кризис института семьи, приводящий к тому, что в некоторых регионах у нас на один брак приходится почти столько же разводов, а молодежь вообще не желает вступать в брачные отношения, обходясь ни к чему не обязывающим сожительством? Как прекратить самоистребление нации абортами, достигающего почти одного миллиона ежегодно? Как преодолеть контрацептивный настрой в обществе и восстановить хотя бы для начала воспроизводство нашим народом самого себя?

Предлагаемая ниже программа – это программа конкретных действий по демографическому возрождению нашей страны, в которой могут принять участие самые широкие слои населения.

Помимо повышения рождаемости она позволит укрепить семью, сохранить и восстановить репродуктивное здоровье нации, снизить уровень бедности, снизить уровень девиантного поведения среди населения, развить региональную и городскую инфраструктуру, а вместе с ней и увеличить инвестиционный потенциал регионов, сократить отток молодежи из регионов в мегаполисы и далее из России, увеличить продолжительность жизни.

Предлагаемая программа – ответ на главный вызов современной России, вызов вымирания ее народов.

I. ОБЩИЕ ПОСЫЛЫ

О программе

Предлагаемая программа – это первая обобщающая редакция итогов стратегирования более 50 команд из разных регионов, проходивших накануне и по итогам Демографического форума «Генерация – 2050», в ходе которого был сформирован образ желаемого будущего до 2050 года, а также дорожные карты по различным региональным и тематическим направлениям работы до 2025 года.
Программа стала итогом осмысления той практической и экспертной работы, которую вела наша организация АНО «За жизнь!» с 2010 г. (с 2015 года в формате общероссийского движения).
Данная программа выдвигается на рассмотрение как самого сообщества «За жизнь!», так и всех заинтересованных сторон с целью ее дополнения, конкретизации и выстраивания взаимодействия с партнерами, добровольцами и лидерами, которые готовы взять на себя ответственность как за отдельные участки фронта, так и за весь фронт в целом.
Мы понимаем, что протяженность этого фронта весьма значительная, поэтому рассматриваем всех, кто возьмет или уже взял на себя ответственность за работу по указанным направлениям в качестве союзников, даже если с ними существуют какие-то идеологические и организационные противоречия.
Мы понимаем, что задача выхода из демографического кризиса столь обширна, что для ее решения необходимы усилия самых разных, даже не связанных между собой сил. Однако необходима общая координация деятельности и мы естественным образом ожидаем такой координации от власти.

Методологические аспекты

Защита жизни ребенка до рождения является главным нервом и болью, понуждающих участников нашего сообщества к деятельности. Единожды поняв тот факт, что жизнь крохотного ребенка является самой незащищенной в нашем обществе, некоторые люди уже не могут этого забыть и оставаться бездеятельными.

Вдохновляясь этой идеей, участники нашего движения ведут просветительскую и правозащитную работу, проводят акции и конкурсы, выступают с лекциями и комментариями в средствах массовых коммуникаций, проводят мониторинг общественных настроений и экспертизу законотворческих инициатив, разрабатывают и распространяют социальную рекламу, оказывают помощь беременным женщинам и семьям в кризисной ситуации. Все это происходит во взаимодействии с федеральными, региональными и местными властями, структурами традиционных конфессий, прежде всего, Русской Православной Церковью, а также партнерами среди социально ответственного бизнеса и общественных организаций.

По итогам инициативы по сбору миллиона подписей в защиту права на жизнь ребенка до рождения и госгарантии семьям с детьми и начавшегося после нее системного взаимодействия с государством в сфере профилактики абортов мы заново осмыслили миссию нашего движения.

Защита жизни ребенка до рождения должна рассматриваться в общем контексте воспроизводства жизни человеческого вида или как мы его назвали – круга жизни: зачатие, вынашивание, рождение, воспитание, вступление в брак и дальнейшее зачатие и рождение детей.

Сейчас на всем своем протяжении этот круг деформирован: искусственными абортами; репродуктивным нездоровьем; отказом от детей; семейным неблагополучием; воспитанием, не приводящим к вступлению в брак понимаемый как союз мужчины и женщины; разводами; нежеланием зачинать детей.

Искусственные аборты – это самая крайняя точка демографического нездоровья нашего общества. Это пренатальный инфантицид, убийство детей до рождения в целях решения широкого спектра социально-экономических, личных, медицинских и прочих проблем.

Мы считаем, что большинству из этих проблем могут быть найдены альтернативные решения, не связанные с убийством детей до рождения. Выявление и решение проблем, порождающих аборты, является неотъемлемой частью работы, направленной на их прекращение/сведение к минимуму.

Соответственно последовательная защита жизни ребенка до рождения как самого незащищенного члена нашего общества предполагает снятие барьеров на всем этом пути воспроизводства человека. А профилактика абортов понимается нами как комплекс социальных, экономических, просветительских, законодательных, медицинских мер, направленных на устранение причин беременностей с абортивным исходом.

Поэтому своей задачей мы видим выявление, инициирование и тиражирование действенных механизмов решения тех проблем, которые в настоящее время общество решает за счет убийства детей до рождения.

Таким образом миссия нашего движения: рожденные дети, счастливые семьи, многодетная Россия! А сверхцель: ноль абортов, семья три плюс, миллиардная Россия!

Причины демографического кризиса

Любое общество призвано воспроизводить самого себя, во-первых, чисто физически, а, во-вторых, цивилизационно и культурно. Причем первое немыслимо без второго. Ведь для того, чтобы воспроизводить себя во времени нужно рожать и воспитывать детей, а не ответив на вопрос «зачем?» народ просто не может этого делать.

Зачем я родился? Зачем мне рожать?

Почему же сегодня общество не воспроизводит самого себя? Какое кольцо смерти сдавило естественный круг жизни, не давая ему расправиться во всю ширь? В каких местах деформирован этот круг? Что подточило наши корни? Где основные точки убыли нашего народа? Где те разбитые окна, не залатав, не заживив которые просто невозможно обогреть наш дом под названием Россия, поскольку любое тепло будет бесследно улетучиваться в эти зияющие дыры.

Точки репродуктивной убыли нашего народа хорошо всем известны, и все они тесно между собою связаны. Помимо абортов это контрацепция, разводы, сожительства, химические зависимости, дети-отказники, бомжевание потенциальных и реальных отцов и матерей семейств, трансформации естественной сексуальной ориентации.

Итак, какие-же причины у этой убыли населения? Каковы барьеры на пути воспроизводства нашего народа? Где места деформации круга жизни или колеса воспроизводства нации?
Они могут быть личного, физического и общественного характера. Разберем на примере абортов.

10 причин абортов

Общественные (социально-экономические):

Низкий социальный статус и уровень жизни семей с детьми (сейчас он понижается в связи с рождением каждого последующего ребенка).
Дети-отказники (в основе – нежелание нести ответственность за незапланированную беременность, а значит и контрацептивные установки в целом).
Неполные семьи (разводы, матери-одиночки, одинокие отцы вплоть до бомжевания прежде всего мужчин), гражданские браки, как нежелание нести ответственность и оформлять брачные отношения.

Личные:

Самореализация мужчины и женщины как матери и отца (для женщины речь прежде всего о возможности совмещения материнства с реализацией в социуме, а для мужчины наличие рабочего места, возможности содержать свою семью и детей).
Промискуитет (разврат, беспорядочные половые отношения, ЛГБТ-пропаганда).
Приверженность культу потребления (индивидуализм, эгоизм, а также внушенные рекламой завышенные представления в том числе о стандартах семейной жизни приводят к откладыванию момента вступления в брак и первого рождения и, тем самым, к снижению количества детей).
Насилие (как конкретно в случае изнасилования как причины аборта, так и, например ситуация склонение к аборту со стороны ближайших родственников или врачей).

Физические (медицинские):

Это, по сути, самая тяжелая форма деформации, когда последствия неправильных установок социума и неправильного образа жизни самого человека отражаются уже на его физическом здоровье и здоровье его потомства:
Патология развития плода (она бывает реальной и мнимой и зачастую связана с теми или иными проблемами в роду, в том числе причинами могут быть химические зависимости родителей).
Угроза жизни и здоровью матери в ситуации беременности.
Бесплодие, невынашиваемость беременности.
Говоря о бесплодии, можно говорить о первичном и вторичном бесплодии. Причем если первое (от рождения) может быть связано с неправильным репродуктивным поведением родителей и прародителей, то вторичное бесплодие очень часто связано с неправильными поведенческими установками самого человека (промискуитет, химические зависимости).

Итак, какие же «спицы» необходимо вставить, чтобы «колесо воспроизводства нации» не просто выпрямилось, но и было застраховано от деформации в будущем?

Таким образом в фокусе внимания у нас, как у защитников жизни, не может не быть демография в целом, а точнее выстраивание правильных коммуникаций со всеми, от кого зависит принятие решения о зачатии (или не препятствовании зачатию) и о судьбе уже зачатого ребенка (о сохранении беременности). Необходимо выстраивание всего спектра коммуникаций с потенциальными и реальными родителями ребенка, властителями умов и лидерами общественного мнения, государством, регулирующим социально-экономические условия жизни и отдельными контрагентами, от которых зависит принятие решение: врачами, педагогами, журналистами, государственными служащими, политиками.

Наша зона ответственности — это проблема абортов. Но как видим даже на ее примере, решение проблемы лежит в сфере демографии в целом. Соответственно в сфере демографии мы как представители сообщества защитников жизни на себя берем именно эту сферу — круг жизни.

II. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Программа наших действий по исправлению существующей демографической нормы на норму, в которой вновь будет возможно воспроизводство нации, видится в качестве состоящей из нижеследующих блоков.
По каждому блоку имеется как уже текущая деятельность и разовые успешные практики, которые надо развивать и тиражировать, так и принципиально новые проекты и инициативы, которые надо создавать фактически с нуля.

1) Мировоззренческая и идеологическая работа со всем обществом (мониторинг настроений в обществе, формирование мировоззренческих смысловых посылов и донесение их до широких масс населения и получение обратной связи).

1.1. Необходимы исследования в сфере демографии, биополитических вызовов современности, создание целостной модели воспроизводства нации, простраивание коммуникаций и взаимосвязей между всеми контрагентами, связанными с рождением и воспитанием детей, формирование ключевых мировоззренческих посылов, изучение международного и отечественного исторического опыта, анализ основных демографических вызовов и биополитических угроз, экспертиза общественных и законодательных инициатив, развитие инструментов статистики и мониторинга, рейтингование субъектов РФ, инициирование научных исследований, подготовка интеллектуальных кадров. (Сейчас эта деятельность ведется под эгидой учрежденного движением общественного Института биополитики и пронатализма (01), действует интеллектуальный клуб движения (02), экспертный совет института, который надо развивать в полноценный научно-исследовательский институт, планируется создание Университета адаптации (03) с целью обучения специалистов кризисного консультирования беременных, а также самих женщин и семей, оказавшихся в кризисной ситуации).

1.2. Опросы и мониторинг общественного мнения, исследование тех причин, которые обществу видятся в качестве барьеров на пути принятия решения о зачатии ребенка или сохранению уже имеющейся беременности. Необходимо понять какие мотивы приведут к увеличению желаемого количества детей, и какие стимулы помогут обеспечить высокое реальное количество детей (Группа мониторинга общественного мнения (04).

Один из последних проектов Института биополитики и пронатализма: рейтинг среди субъектов Российской Федерации «Регион, благожелательный семьям с детьми и беременным женщинам (имеется рабочая группа проекта 04.1).

1.3. Воспитание подрастающего поколения. Движение уже ведет широкую лекционную деятельность в средних школах, ссузах и вузах, одобренную рядом Институтов развития образования и Федеральным агентством по делам молодежи. Есть ряд программ для младших классов, например программа «Дорога к дому», конкурсы, фестивали и форумы просемейной направленности.
Из новых инициатив движения тут следует отметить: а) введение в обязательную школьную программу научных данных о развитии ребенка до рождения и соответственно изъятие из учебников по биологии материалов в духе лженаучной теории Геккеля (Группа «школьные учебники» (05); б) продвижение курса «Психология семейной жизни» и включение отдельных просемейных блоков в иные курсы: «Общественная безопасность жизнедеятельности», уроки литературы и др.

1.4. Трансляция ключевых просемейных и пронаталистских смысловых посылов в социум, изменение общественного сознания:
— выступление участников движения в средствах массовых коммуникаций, организация лекций, диспутов;
— составление техзадания, оценка и заказ произведений искусства и наглядной агитации и ее продвижение (отдельно можно выделить конкурсы и рейтинги «Реклама за жизнь», «Соцреклама за жизнь») (Группа «визуальная агитация» (06);
— проведение информационных кампаний (научные данные о развитии ребенка до рождения — на центральные телеканалы, ответы на страхи перед рождением) Группа аргументация 2 (07);
— проведение просветительских и правозащитных акций (Группа акции (08);
— Направление контпропаганды и правозащитного противодействия распространению антинаталистских и антисемейных инициатив (ювенальная юстиция; группы чайлдхейт, которые рядятся в тоги чайлдфри, а на самом деле занимаются не пропагандой «свободы от детей», а пропагандой настоящей ненависти к материнству и семейным ценностям; пропаганда ЭКО и иных трансгуманистических идеологий в Церкви) Группы «контрпропаганда» (09) и «правозащита» (10);
— Проект «Семья – 7я» (11), пропаганда образа семьи 5+ (преимущественно религиозных семей) как успешных и примера для остальных.

1.4.1. Отдельно следует выделить запуск широкой информационной кампании или общественной дискуссии о праве на жизнь до рождения. Следует отметить, что данная дискуссия еще в 2017 году была лично одобрена В.В. Путиным в диалоге с представителем движения: «есть большие опасения, что в случае тотального запрещения у нас махровым цветом будут расти криминальные аборты. У нас сейчас с Вами не дискуссия, у нас вопрос и ответ. Но я готов с Вами подискутировать, можете не сомневаться в этом». Необходимо широко развернуть такую дискуссию, чтобы она стала предметом обсуждения в том числе Президента. Все необходимые аргументы у нашего движения имеются. Один из форматов – обсуждение законопроекта о праве на жизнь до рождения. Группа аргументация #Яживой (07.1).

Следует отметить, что наша концепция данного законопроекта опирается на принцип неотделимости запретительных и поощрительных мер. Именно такой подход был в подписном листе, за который в 2017 году было собрано более миллиона подписей, и таким же наш подход остается и сейчас. Мы считаем, что данный законопроект должен, с одной стороны, защищать жизнь ребенка с момента зачатия, а с другой стороны, давать гарантии прожиточного минимума семьям с детьми и решать иные проблемы, связанные рождением и воспитанием детей (повторимся, поиску альтернативных путей решения проблем, приводящих современное общество к абортам посвящена вся наша программа в целом).

Методологические и правовые основания для именно такого подхода имеются в ключевых положениях Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией: «… ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста…»; «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»; «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь».

1.4.2 Просветительско-лекционная работа среди молодёжи (19)

2) Работа с женщинами

Ключевым «контрагентом» в сфере демографии в современном обществе является женщина. Именно она по закону принимает решение о сохранении беременности. Именно она чаще всего инициирует и саму беременность. Именно она несет основную нагрузку, связанную с вынашиванием, рождением и воспитанием ребенка.

2.1. Работа с беременными.

Прежде всего, необходимо усиление работы с беременными, оказавшимися в кризисной ситуации – это пожарная ситуация. Ребенок уже зачат, теперь задача общества сделать все необходимое, чтобы сохранить ему жизнь.
— В первую очередь необходимо тиражировать уже имеющийся успешный опыт по предабортному консультированию и сопровождению в ситуации кризисной беременности, обеспечив полное покрытие предабортным консультированием с участием НКО по всей России. Нужна интеграция методик профилактики абортов в национальный проект «Демография». Группа лоббирования профилактики абортов (12).

— По инициативе нашей организации и во исполнение поручения Президента Пр-2713 от 28.12.2017 г. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 г. с 01.01.2020 г. были введены новые общественно-полезные услуги «профилактика прерывания беременности». Уже в трех регионах РФ в 2020 г. НКО начали получать по ним первые субсидии. Необходимо распространять этот опыт на другие регионы, наполнять услуги содержанием и мониторить результаты работы по ним — это реальные спасенные дети и реальные рожденные граждане. Группа общественно-полезные услуги (55.1), группа мониторинга (04).

— В настоящее время прорабатывается вопрос взаимодействия Минздрава с имеющейся кризисной линией нашей организации. Необходимо продвижение информации о горячей линии силами волонтеров и партнеров (подгруппа группы визуальной агитации (06.1).

Также необходимы следующие шаги.

— Необходимы государственные гарантии прожиточного минимума каждой беременной (12).

— Создание цифровой платформы с целью оплаты смартконтракта на оказание услуг в ситуации кризисной беременности по принципу завершенного случая в формате «единого окна». Группа смарт-контракта (12.1). 
— Необходимо введение ответственности за склонение женщины к аборту (огромный человеческий материал в этой сфере накоплен в блоге «Плод не отход» (13).

— Усложнение процедуры или прямой запрет абортов для первобеременных, поскольку здесь наибольшие потери нации в вопросе репродуктивного здоровья (13.1).
— Работа с особыми категориями беременных: заключенные, инвалиды, воспитанницы психоневрологических диспансеров и др. (14)
— Перинатальное усыновление (введение возможности начала процедуры отказа от ребенка еще до его рождения). Это реальная этическая альтернатива аборту для зачатых детей, матери которых не имеют возможности или желания их воспитывать. Заинтересантом здесь может выступать МВД, а дополнительным эффектом – профилактика криминальных абортов, совершаемых на поздних сроках. Группа перинатальное усыновление (15).

2.2. Создание системы занятости женщин

— Дистанционное обучение для девушек, желающих вступить в брак и замужних. Сейчас много дискуссий, нужно ли дистанционное образование для школьников, что оно действительно может снижать уровень знаний. Но если уж государство сильно вкладывается в цифровизацию, в дистанционное образование, давайте посмотрим, а можно ли это применить к демографии? Развитие «дистанционки» может сократить поток девушек, которые уезжают из родного города, чтобы получить хорошее образование. Для демографии такой отъезд это огромный урон. Чаще всего в мегаполисах уже никто не рожает или не так интенсивно: нет родных, нет инфраструктуры, в столицах жесткие конкурентные условия и развращающая среда, отрыв от корней, в общем не до рождения детей. Значит надо дать возможность получить образование, не уезжая из региона, дистанционно. В этом должны быть заинтересованы и московские вузы, и регионы, которые не будут терять молодых женщин, которые смогут родить у себя на родине. Группа дистанционного обучения (16).
— Женская занятость на дому. Не менее важное направление работы, в рамках которого есть целый ряд интересных предложений для кадровых агентств. Группа женской занятости (17). 

3) Работа с мужчинами

Сегодня мужчина это в большинстве случаев отнюдь не тот, кто принимает решение о рождении ребенка и сохранения его жизни в ситуации незапланированной беременности. И тем не менее именно в работе с мужчинами кроется наибольший потенциал в изменении демографической ситуации в стране.

3.1. Профилактика абортов и пропаганда семейных ценностей среди мужского населения Группа мужская ответственность (18)
— Необходима отдельная программа по профилактике абортов среди мужского населения и поддержка усилий главного репродуктолога Минздрава О.И.Аполихиным по укреплению мужского репродуктивного здоровья, что неразрывным образом связано с формированием правильных репродуктивных установок (сертификаты для бесплатного обследования молодоженов, Чувашия).
— Расширение успешной практики привлечения отца к предабортному консультированию в тех случаях, когда это может увеличить шансы сохранения беременности (Саратов). (18.1)
— Включение в программы патриотического воспитания просемейного воспитательного компонента. (18.2)
Программы реабилитации и семейных посещений для заключенных (18.3).
— Просветительско-лекционная работа в военных вузах (18.4).

3.2. Иные инициативы, направленные на мужчин
— «Отцовский отпуск», позволяющий расширить существующие возможности для помощи матери в заботе о новорожденном (Группа отцовский отпуск (20).
— Программа «Прощения отцов» (включение государства гарантом уплаты алиментов, чтобы их неуплата, достигающая ныне более 100 млрд руб. не вставала дополнительным барьером между отцом ребенка и его матерью, а соответственно не мешала отцу ребенка принимать участие в его воспитании). Государство должно стать конечным источником помощи неполным семьям, в целях устранения конфликтности в отношениях разведенных супругов. Алименты должны стать лишь одной из прочих форм участия отца в воспитании ребенка. Группа «прощение отцов» (21).
— Программа для министерства обороны как отдельного контрагента. Здесь можно в пилотном формате предложить комплекс мер по повышению рождаемости для создания корпоративной культуры слоя крепкосемейного многодетного офицерства (на первом этапе речь о введении воспитательного просемейного компонента для военнослужащих срочной службы и военных учебных заведений). Группа демография и армия (22). 

4) Работа с семьями, укрепление института семьи

На наш взгляд, основным приоритетом семейно-демографической политики должно стать «создание оптимальных социально-экономических условий для превращения большинства семей государствообразующих народов России в многодетные. Эта политика соответствует не только государственным интересам, но и естественной сути супружеских отношений, проистекающих из психофизического устроения человека, мужчины и женщины».

Наши инициативы и направления деятельности:
4.1. Для всех семей с детьми:
— Гарантия прожиточного минимума на каждого ребенка в семье (большинство стран ОЭСР) и на каждого члена многодетной семьи (за инициативу в 2017 году было собрано более 1,2 млн подписей, необходим мониторинг и популяризация среди населения уже принятых в этом направлении государством мер и инициировать новые меры). Группа госгарантии (23).
В дальней перспективе через 7-8 лет предлагается введение ресурсной ренты. На счет при рождении кладется определенная сумма, которую ребенок в будущем сможет потратить на свое обучение, открытие бизнеса или иные нужды личного саморазвития. Группа ресурсной ренты (24). 

4.2. Введение статуса многодетной семьи и наполнение его реальным содержанием, подразумевающим возможность использования:
— единого навигатора по имеющимся государственным субсидиям и льготам (в рамках цифровой платформы);
— скидочной карты и бартерного обмена (вещами, продуктами и проч.) для владельцев карты (опыт Сербии). На первом этапе – скидочные карты для беременных и семей 3+ и 5+. Группа скидочные карты (25). 
— Оплата труда многодетных (по принципу пенсии). Пересмотр системы пенсионного обеспечения: введение репродуктивного компонента – конечной зависимости размера пенсии от числа рожденных/усыновленных детей. Группа пенсии (26).
— Организация преимущественного доступа многодетных семей и молодых родителей к рынку удаленной и частичной занятости, надомного труда (группа «статус многодетных» (27).
— Существенное расширение прав и возможностей многодетных родителей, введение отдельного привилегированного экономического статуса многодетного родителя в трудовое законодательство, включение многодетного родительства в трудовой стаж.
— Организация преимущественного доступа многодетных семей и молодых родителей к рынку удаленной и частичной занятости, надомного труда.
— Значительное расширение ассортимента детского питания, товаров, услуг и лекарств, входящих в перечень предметов первой необходимости. Ужесточение контроля за ценовой политикой, а также контроля качества в этой сфере.
— Переформатирование системы льгот семьям с детьми и расширение возможностей для их семейного досуга, культурного развития и оздоровления. Развитие системы скидок и программ лояльности для многодетных семей в сферах культуры, образования, торговли, транспорта, досуга и развлечений.

4.2.1. Меры защиты образа жизни и повышения социального статуса многодетных семей: антидискриминационная семейная политика (противодействие ювенальным технологиям, профилактика семейного неблагополучия на основе пронатализма и семейных ценностей (группа взаимодействия с движением против ювенальной юстиции (28):
— Исключение вмешательства в семью, насильственного разлучения родителей и детей по причинам особенностей воспитания и ухода, не несущих прямой угрозы жизни и здоровью членов семьи, а также бедности, вместо этого
— обеспечение оперативной адресной материальной и социально-психологической помощи семьям с детьми.
Презумпция добросовестности действий родителей в интересах детей. (Целое движение по противодействию ЮЮ — наше предложение помощь через центры кризисной беременности (это отдельная лоббистская инициатива, под которую необходимо создавать отдельную группу 28.1)

4.3. Поддержка и продвижение нового уклада для семей с детьми:
— Соединение опыта традиционного уклада жизни на земле и хайтека (дешевое малоэтажное многоквартирные строительство, экодом, умный дом, деревянные дома и средства доставки в мегаполисы). Группа Бизнес за жизнь (29). 
— Доступные типовые архитектурные проекты безбарьерной среды и выделенные зоны застройки для многодетных. Группа «Уклад» (30). 
— Поддержка альтернативных форм ухода за детьми: частные мини-сады и мини-ясли, в том числе на основе больших многодетных семей. Группа сертифицирования нянь (31). 
— Стимулирование для предприятий неполной и удаленной занятости у работающих, а также проходящих дополнительное обучение родителей с детьми.

4.4. Иные меры поддержки семей:
Премиальные выплаты семьям за высокий темп рождения детей (32).
— Доступный отечественный семейный автомобиль (импортозамещение, субсидирование отечественного производителя) (Проект «Ратник-малыш» (33).
— Прогрессирующее субсидирование погашения кредитов/ипотеки семьям по мере рождения детей. Субсидирование ипотеки и целевых кредитов для многодетных семей по процентной ставке не выше уровня инфляции. Группа ипотечного субсидирования (34).

5) Работа с иными ключевыми слоями населения

Отличительной особенностью НКО является потенциальная возможность очень адресно и точечно работать с определенными категориями населения. И поскольку для эффективной семейно-демографической политики крайне важно создание системы дифференцированного стимулирования рождаемости в форме «социальных пакетов» (например «Социальный пакет бюджетника», «Социальный пакет “Кому за 35”» и др.), то выработать наиболее эффективные меры для каждой целевой аудитории было бы очень удобно с привлечением общественности. Аналогичный подход в наши дни успешно практикуется во Франции, Монголии, ряде других стран, и завоевывает все больше сторонников.

Перечислим некоторые перспективные инициативы:
5.1. Инициатива «народный дедушка»/«народная бабушка» — лицензирование услуги по воспитанию детей по аналогии с сертификацией нянь. В народе до сих пор существует серьезное недовольство пенсионной реформой, одной из причин которой было как раз демографической кризис. Проблема это не только российская. Низкая рождаемость и стремительное старение населения подорвали жизнеспособность существующей в развитых странах системы пенсионного обеспечения, что вполне очевидно, так как эта система была задумана Отто фон Бисмарком в эпоху высокой рождаемости и исходила именно из нее. Следует отметить, что в свою очередь в России пенсионная реформа еще больше усугубила демографическую ситуацию, ударив по семье в целом, лишив старшее поколение ресурса (в виде пенсий и времени), который многие тратили на воспитание внуков.
Предлагаемая инициатива может помочь скомпенсировать негативный эффект от пенсионной реформы – возвращая пенсионные средства тем, кто выполняет социально значимую функцию, причем речь может идти не только о выплатах пожилым родственникам, но и посторонним людям, ухаживающим за малолетними детьми, сдавшим тесты и прошедшим сертификацию. Группа «народная бабушка» (35).

5.2. Системная поддержка ранней брачности и деторождения: субсидирование молодых матерей и семей, создание полноценной инфраструктуры по уходу за малолетними детьми в общежитиях и вузах. Группа «молодая семья», предполагается взаимодействие с одноименным проектом, который ведется Росмолодежью (36).

5.3. Возможность захоронения ребенка для семей, его потерявших до рождения (замершая беременность, выкидыш). Данная инициатива является помощью семье в ситуации утраты и должна сопровождаться возможностью оказания психологической помощи. В случае проработанной утраты семья может решиться на следующего ребенка, в противном же случае… Группа «помощь в ситуации утраты» (37), включающая в себя отдельным направлением право на захоронение (38).

5.4. Укрепление института семьи и профилактика разводов (основная целевая группа здесь: молодые семьи со стажем семейной жизни менее 5 лет, на которые приходится 70–80% всех разводов). Группа по профилактике разводов (39). 
Меры повышения привлекательности официального брака относительно альтернативных форм сожительства (39.3).
Усложнение и повышение длительности процедуры развода (39.1), бесплатные семейные консультации (39.2) (многочисленные исследования доказывают, что более 60% разведенных со временем утверждают, что первый брак надо было сохранить любой ценой).

6) Работа с ключевыми контрагентами

6.1. Работа с федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти.
Конечно, ключевым контрагентом в сфере демографии является исполнительная власть.
26-27 апреля 2021 г. нашей организацией в партнерстве с целым рядом некоммерческих и коммерческих структур при поддержке Фонда президентских грантов была проведена Стратегическая сессия для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) «Дорожная карта: ДЕМОГРАФИЯ-2035». См. ДемографическаяПлатформа.РФ
Демографическая Платформа РФ (40) призвана стать площадкой для объединения усилий власти и экспертного сообщества. А продуктами Платформы могут стать ежегодные семинары для ФОИВов (40.1), и для РОИВов (40.2), а также для отдельных ведомств (40.3).

Рассмотрим тему взаимодействия с исполнительными властями подробнее на примере Министерства здравоохранения и его структур и шире взаимодействия с врачебным сообществом, поскольку в настоящее время такое взаимодействие уже началось и проводится в рамках Комплексного проекта по профилактике абортов «Плюс один», реализуемого целым рядом общественных организаций при поддержке Минздрава России. Наше движение выступило одним из инициаторов данного проекта, реализуемого в настоящее время Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики». Группа региональных координаторов проекта «Плюс один» (41).

6.1.1. Взаимодействие с врачебным сообществом. Группа «Врачи за жизнь» (42).
Базовыми основаниями для эффективного взаимодействия с медицинским сообществом в сфере профилактики абортов является продвижение таких парадигм как «Плод – второй пациент» и «Помощь в первые 1000 дней жизни», а также популяризация положения о жизни с момента зачатия из Кодекса чести российского врача (был принят в 2012 г. на общероссийском съезде врачей в Кремле 5,5 тысячами делегатов, но впоследствии был забыт). Группа «Помощь в первые 1000 дней жизни» (43).
Также важными инициативами являются:
— Неоспоримое право врача на отказ от проведения аборта по соображениям совести (44) (в рамках инициативы Патриарха о выведении абортов из ОМС (45). Искусственные аборты явно противоречат базовым принципам традиционной профессиональной этики врача, таким как «не навреди», «не вручу никакой женщине абортивного пессария» (цитата из клятвы Гиппократа), праву пациента на получение достоверной информации о медицинском вмешательстве и его возможных последствиях. Поэтому в том числе актуальной остаётся проблема полноценной реализации права медицинских работников и фармацевтов на отказ от соучастия в совершении абортов по соображениям совести. Сейчас врачам трудно отказаться от проведения аборта: приходится сталкиваться с давлением руководства. Врач должен каждый раз писать бумагу об отказе. И её одобряют только в том случае, если в лечебном учреждении есть другие врачи, которые могут сделать аборт. Любой врач по соображениям совести должен иметь возможность раз и навсегда отказаться от проведения аборта и при этом не испытывать давления от коллег по цеху. Группа «Врачи за жизнь»
— Лицензирование частных клиник. Введение лицензирования и контроля за абортами в негосударственных ЛПУ (опыт – Великобритания, Турция, Япония, ряд стран ЕС). Группа контроля частных клиник (46). 
— Приравнивание оборота средств для медикаментозного аборта к обороту психоактивных лекарственных препаратов (страны исламского мира). На первом этапе необходимо навести порядок с китайским абортивным контрафактом. Дальневосточный округ является главной точкой ввоза этих средств из КНР. Фармакологический аборт опасен в принципе, а в случае с китайскими таблетками добавляются непонятный состав, завышенная дозировка, отсутствие обследования и присмотра врача. Это удар по репродуктивному запасу страны, который и без того с каждым годом уменьшается и причем по приоритетным для демографии дальневосточным регионам. Группа остановки медаборта (47).
— Маркировка средств контрацепции с абортивным действием и введение акциза на нее (в перспективе – контроль за оборотом средств контрацепции с абортивным действие по образцу контроля за оборотом наркотиков за что собрано 1 млн. подписей граждан). Группа противодействия абортивной контрацепции (48). 
— Введение недели тишины с момента консультации у психолога.
— Переоценка тарифов на аборты (сейчас сделать аборт для учреждения подчас выгоднее, чем вести беременность).

6.2. Законодательные и правозащитные инициативы (выше по отдельным темам).

Нынешний год предвыборный — формируется Государственная дума 8 созыва. В ближайшее время на основе предложенной программы нами будет сформирован и опубликован список законодательных инициатив в сфере демографии, которые готово будет поддерживать наше движение.

6.3. Работа с регионами.

Создание прецедента на уровне региональных общественно-государственных программ повышения рождаемости за счет профилактики абортов в формате государственно-частного партнерства, предполагающих элементы самоокупаемости. Группа по созданию программы повышения рождаемости (49). 
Мы как движение предоставляем консультации, взаимодействуем, каждый регион может запросить материалы и предоставить готовы работать со всеми регионами, организовывать необходимые структуры.
Мониторинг ситуации в регионах нами ведется посредством рейтинга (см. выше 04.1).
Приоритетным является стимулирование рождаемости в демографически депрессивных регионах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.

6.4. Работа с традиционными конфессиями.

Движением накоплен огромный опыт работы во взаимодействии со структурами Русской Православной Церкви. Многие из церковных инициатив были в свое время инициированы движением. В настоящее время Русская Православная Церковь имеет огромный потенциал и материально-техническую базу для работы по укреплению института семьи, помощи кризисным беременным и воспитанию подрастающего поколения: более 70 приютов временного пребывания для кризисных беременных, более 170 гуманитарных центров (склады вещевой и продуктовой помощи), сотни инициативных групп при приходах. (Группа по взаимодействию с РПЦ (50).

Движение открыто к сотрудничеству и с иными традиционными конфессиями, которые также имеют огромный опыт в данной сфере, прежде всего опыт сохранения семейных ценностей, характерный прежде всего для Кавказа, Республики Тыва, у которых другим регионам есть чему поучиться. (Группа по взаимодействию с традиционными конфессиями (51).

Особую роль в трансляции просемейного многодетного образа жизни имеют образы семей священнослужителей традиционных конфессий.

Не секрет, что в своей большей массе супермногодетные семьи 5+ это семьи прежде всего религиозные. Необходима особая забота о таких семьях, популяризация их позитивного опыта, профилактика ухода субкультуры таких семей в маргинальную плоскость, что подчас происходит из-за слишком разительного контраста между их традиционным образом жизни и современными российскими семейными «традициями»: аборты, супружеские измены. «Семья – 7я» (11), пропаганда образа семьи 5+ (преимущественно религиозных семей) как успешных и примера для остальных..

6.5. Работа с социально ответственным бизнесом
Разработка корпоративных просемейных программ повышения рождаемости для системообразующих организаций экономики РФ. Группа корпоративных просемейных программ (53).
Проектирование принципов преобразующего инвестирования в социальный эффект повышения рождаемости как инструмент вовлечения крупного бизнеса в демографическую проблематику в качестве долгосрочных инвесторов. Группа демографического импакт-инвестирования (54). 
Круг жизни порождает самые разные потребности и это огромное пространство для взаимодействия нашего движения с бизнесом. Необходимо развитие целой линейки бизнес-проектов.

7) Развитие сообщества защитников жизни. Привлечение НКО к профилактике абортов и решению демографической проблемы.

Для того, чтобы реализовать все вышеперечисленное, необходимо привлечь профильные НКО к оптимизации инструментов статистики, мониторингу исполнения действующего законодательства, повышению эффективности профилактики абортов и программ по увеличению рождаемости. Выделение целевых средств из госбюджета для НКО, занимающихся благотворительной и просветительской работой по профилактике абортов по образцу Франции и других стран ЕС. Группа господдержки СО НКО (55). 
В этом направлении уже многое сделано, в частности, по исполнению Поручений Президента.
Какова должна быть роль общественности в деле преодоления демографического кризиса?
— содействие федеральным и региональным органам исполнительной в реализации семейно-демографической политики и указов Президента Российской Федерации;
— общественный мониторинг и контроль за реализацией семейно-демографической политики в Российской Федерации и нацпроекта «Демография»;
— содействие законодательной власти в совершенствовании законодательства, продвижении просемейных и пронаталистских инициатив;
— привлечение дополнительных по отношению к государственным, финансовых, медийных и добровольческих ресурсов.
Все это могло бы стать темой развития в рамках нового бренда Демографическая инициатива «Я – за жизнь!» (56).
У нашей организации имеется механизм акселерации НКО в сфере демографии, позволяющей одновременно вести множество саморазвивающихся проектов. Акселератор демографических проектов (57). В настоящее время рассматривается вопрос оригинального названия проекта, например «культуратор», поскольку принципы акселерации и нашей работы по развитию экосистемы несколько отличаются от того, что принято понимать под акселераторами. Акселерация ориентирована на эффективность и ускорение процессов внутри отдельных команд и проектов. В нашем случае речь о развитии проектов и команд внутри взаимосвязанного сообщества.  

—-
Мы уверены, что изменение общественного сознания, снятие барьеров и страхов на пути рождения детей и создание системы помощи в ситуации кризисной беременности, нахождение решения общественных проблем иными путями нежели посредством искусственного аборта логичным образом со временем приведет к закреплению в преамбуле Конституции России права на жизнь с момента зачатия (а в дальнейшем – ко внесению поправок во все законы и подзаконные акты).
А следствием данных изменений станет повышение рождаемости и все иные перечисленные в самом начале эффекты.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Для того, чтобы осуществить все эти намеченные широкие планы необходим целый ряд организационных шагов и новых структур.
На данном этапе необходима более четкая структуризация движения «За жизнь!»: принятие обновленного Устава, создание Совета регионов, Координационного совета, региональных представительств, выстраивание партнерских взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами через институциализацию движения и создания Демографической Платформы РФ для взаимодействия с федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Координационный совет призван объединить в себя экспертов, лиц, принимающих решения и лидеров общественного мнения для развития основных направлений данной программы. В рамках совета будут создавайся рабочие группы по каждому из направлений.

Региональные представительства и представительства в федеральных округах необходимы для более четкой координации деятельности, выстраивания взаимодействия с партнерами в регионах.

Необходимо также создание и развитие гражданско-волонтерской демографической инициативы «Я – за жизнь!» для запуска проектов в рамках указанных тем и рабочие группы. Развертывание этой работы начнется в рамках подготовки молодежного демографического форума «Я за жизнь!» (56.1). Наш опыт акселератора с применением технологии групповой динамики ШАГ позволяет одновременно создавать много устойчивых групп. Этот опыт необходимо перевести из узконаправленного эксперимента в широкое перманентное действие.

Для поддержания этого процесса нужно расширение инфраструктуры движения и создание представителей во всех регионах – ко-миссаров, которые разделяют нашу миссию.
Приглашаем всех заинтересованных участников к сотрудничеству и более подробному проектированию данных направлений деятельности, а также иных инициатив.

P.S.: По итогам обсуждения данной программы добавлены новые группы

9) Группы по подготовке съезда Движения:
Группа по разработке Этического кодекса движения (59)
По подготовке структуры коллегиального управления Движением (60), см. Концепцию управления коллегиальными структурами движения: https://yadi.sk/i/CinWZE7lzhn6hA

10) Организационные группы:
Исполком Совета региональных координаторов (61), сам совет имеется, но без исполкома не начал работать.
Рабочая группа по формированию Координационного совет по реализации проектов – совет координаторов проектов (62). Цель этого совета наряду с Советом регионов – реализация Дорожной карты движения.
Группа по фандрайзингу и формированию Ресурсного совета движения (63).
Группа по подготовке принципов кассы взаимопомощи защитников жизни (64).
Московское отделение движение – команда «Маяк» (65).
Направление работа с волонтерами в регионах и соцсетях (66).

Часть проектов могут быть партнерскими, реализуемыми отдельными структурами.
Также мы готовы включать в программу новые проекты в рамках указанных направлений и открыть новые направления, на которые будут желающие в них участвовать.
Эти проекты, хотя и могут относиться к одному из разделов мы включаем в конец списка. В дальнейшем, когда прояснится структура программы мы сделаем новую нумерацию.

11) Новые группы, созданные по предложениям коллег.

Праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь!» (58).

Группа заботы о матерях-одиночках (67).

Группа по контролю за исполнением действующего законодательства: исполнение закона о запрете рекламы абортов (68). 

Группа по утверждению ценности целомудрия (69).

Группа по развитию социальных сетей движения «За жизнь!» (70) и подгруппы: ВКонтакте (70.1), Инстаграм (70.2), телеграмм (70.3), Тик-ток (70.4), Фейсбук (70.5), Одноклассники (70.6). Каждой из групп необходимо заниматься отдельно, и мы ищем специалистов, хорошо понимающих особенности каждой их соцсетей и специфику их аудитории.

Группа по утверждению трезвости (71).

Работа с бесплодными семейными парами (72).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Проект программы Общероссийского общественного движения «За жизнь!» на 2021–25 гг.: приглашение к сотрудничеству (версия на 16.08.2021 г.)

Ср Авг 18 , 2021
Предлагаемая программа – это первая обобщающая редакция итогов стратегирования более 50 команд из разных регионов, проходивших накануне и по итогам Демографического форума «Генерация – 2050», в ходе которого был сформирован образ желаемого будущего до 2050 года, а также дорожные карты по различным региональным и тематическим направлениям работы до 2025 года. […]