Программа повышения рождаемости на Сахалине

Повышение рождаемости за счет социальной поддержки семей с детьми

В новейшей истории России известен один пример комплексных стимулирующих мер, приведших к существенному повышению рождаемости в регионе. Так, в результате комплексной политики стимулирования рождаемости с 2011 по 2016 годы в Сахалинской области суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,56 до 2,16 за счет поддержки прежде всего многодетных семей. Аналогичный результат во Франции был достигнут за 16 лет, причем при больших затратах.

Всего в Сахалинской области установлено более 50 мер социальной поддержки для семей с детьми. Вот некоторые из них, направленных прежде всего на стимулирование рождения трех и более детей.

  1. Ежемесячная денежная выплата беременным женщинам и детям до трех лет на обеспечение их полноценным питанием (размер ежегодно индексируется и в 2017 году составлял 2178 рублей, в района Курильских островов в два раза больше – 4356 рублей).
  2. С 2015 года каждая сахалинская молодая семья при рождении первенца получает социальную поддержку в виде единовременной денежной выплаты в размере 54444 рубля (163,3 млн руб. / 3000 семей).
  3. Студенческие семьи при рождении ребенка получают единовременную выплату в размере 57 438 рублей и ежемесячную в размере величины прожиточного минимума – 14734 руб. (21,3 млн руб. / 98 семей).
  4. Многодетные семьи:
    — на каждого ребенка получают 2551 рубль в месяц (17922 ребенка / 133,8 млн руб.).
    — ежемесячную выплату при рождении третьего или последующих детей в размере прожиточного минимума в соответствии с указом Президента № 606 (ежеквартально пересматривается, в 2019 г. размер выплаты составлял 14734 руб.) — 120,0 млн / 2792 ребенка.
  5. Освобождение многодетных от уплаты ряда налогов
    5.1. Многодетные семьи освобождены от уплаты:
    — налога на имущество,
    — земельного налога в отношении участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство.
    5.2. Малоимущие многодетные семьи:
    — от уплаты транспортного налога.
  6. Ежемесячная выплата денежных средств на оплату ЖКУ для отдельных категорий семей с детьми (это многодетные семьи, студенческие и молодые семьи, имеющие двух и более детей), чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
  7. Улучшение жилищных условий семей с детьми и повышение качества их жизни. Это:
    — досрочное использование средств регионального материнского капитала независимо от возраста ребенка на погашение ипотечного кредита – размер выплаты 204 263 руб.;
    — единовременная социальная помощь семьям, выплачивающим ипотечные жилищные кредиты, в случае рождения второго ребенка – 229 754 руб.;
    — социальная выплата в размере половины стоимости приобретаемого или строящегося жилья, но не более 2 млн рублей, при рождении третьего или последующих детей;
    — единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения на территории Сахалинской области семьям, имеющим ребенка-инвалида, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  8. С 2017 года предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение жилья многодетным семьям, имеющим пять и более детей (в среднем 7 млн руб. на семью) и установлена льготная ипотека. В области создано и работает АО «Сахалинское ипотечное агентство» с 100%-ным государственным капиталом. Через него осуществляются меры государственной поддержки различных молодых семей, в т.ч. единовременные выплаты на первоначальный взнос по договорам ипотечного кредитования.
  9. Ипотечное кредитование.
    — При рождении первого ребенка ипотечный кредит выдается под 3,5% годовых. Если кредит взят ранее, то стоимость снижается с 7 до 3,5% годовых с момента рождения ребенка.
    — При рождении второго и последующего ребенка ипотечный кредит предоставляется под 0% годовых, и компенсация из бюджета области составит примерно по 1 млн рублей при рождении второго ребенка и до 2 млн на семью при рождении третьего и последующих детей.
    — Кроме этого, с 2017 года предоставляется компенсация расходов по оплате ежемесячных взносов за аренду жилого помещения в многоквартирном доме в размере 50% для отдельных категорий семей с детьми (молодые, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами).
  10. Дополнительные меры государственной поддержки в 2019 году введены для малоимущих семей:
    — дополнительная адресная поддержка молодой семьи при рождении ребенка (до 30 тыс. руб.);
    — адресная продовольственная корзина отдельным категориям семей: малоимущие многодетные, одинокие матери, молодые семьи, семьи с детьми инвалидами (один раз в квартал, 2,5 тыс. руб. на семью, а для районов Курильских островов — 3,0 тыс. руб. на семью).
  11. Расширены направления использования регионального материнского капитала на приобретение автомобиля и ремонт жилья. Срок действия регионального материнского капитала был продлен до 2020 года, установлено право пользования средствами регионального материнского капитала до достижения ребенком трехлетнего возраста в виде ежемесячных или ежеквартальных выплат по выбору семьи.
  12. С мая 2019 года для семей с детьми в возрасте от рождения до трех лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, студенческих семей и семей с детьми-инвалидами на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Сахалинской области (города Южно-Сахалинск, Корсаков, Оха, Поронайск, Анива, Томари, с. Кировское (Тымовский район), Макаров, пгт Смирных) открыты пункты проката по временному предоставлению предметов первой необходимости и детского инвентаря. Перечень предметов проката достаточно разнообразный: летние и зимние коляски, санки, кроватки, стульчики для кормления, ходунки и пр. Всего закуплено более 300 единиц детского инвентаря на сумму почти 2972,9 тыс. руб.
  13. С августа 2017 года введены дополнительные механизмы экономического стимулирования рождения первых, вторых и последующих детей. Это:
    13.1. Единовременная социальная выплата на приобретение жилья многодетным семьям, имеющим четырех и более детей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий;
    13.2. Единовременная выплата на приобретение транспортного средства многодетным семьям, имеющим пять и более детей, в размере до 1 млн руб.;
    13.3. Увеличение размера единовременной денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся с 6000 руб. до 10000 руб. в год на одного обучающегося.
    Кроме этого принят Закон Сахалинской области, устанавливающий в регионе областной материнский (семейный) капитал при рождении в период с 1 января 2018 года первого ребенка женщиной в возрасте от 19 до 25 лет включительно, его размер – 150 000 руб.

Лидер проекта

Романец Татьяна Владимировна

Место работы — Министерство социальной защиты Сахалинской области

Должность — Заместитель министра, директор департамента инновационного развития системы социальной защиты Сахалинской области
https://smarteka.com/people/profile/227

Сайт

https://smarteka.com/practices/programma-povysenia-rozdaemosti-na-sahaline

Демографический показатель, на который влияет практика

Количество детей в семье, суммарный коэффициент рождаемости

В 2011–2016 гг. коэффициент рождаемости (СКР) вырос на 38% — с 1,56 до 2,16.

СКР на Сахалине выше, чем в среднем по России и округу:

Сахалинская область: 2,03 в 2017 году, 1,95 в 2018 году

Россия: 1,62 в 2017 году, 1,58 в 2018 году

ДФО: 1,73 в 2017 году, 1,74 в 2018 году

С начала ввода новых мер поддержки число многодетных семей с 4 и более детьми выросло в 2,1 раза (в 2015 г. — 207 семей, в 2018 г. — 431 семья)

Как оценивается успешность практики

Сахалинский кейс очень важен еще и тем, что он дает представление о возможной стоимости демографических мер для региона.

Как утверждают эксперты АНО «Институт научно-общественной экспертизы», сахалинский опыт «…в 2016 году составил 0,84% от регионального валового продукта и 0,9% в 2017 году. (…) Но, если бы меры поддержки семей с детьми были реализованы для всего населения России, инвестиции составили бы (…) 2,2% валового национального продукта страны. Конечно, необходимо учитывать, что жизнь на Сахалине дороже, чем в целом по России. В 2016 году уровень среднедушевых доходов в Сахалинской области составил 49,6 тыс. рублей, а в среднем по России – 30,7 тыс. рублей, или 62% от уровня среднедушевых доходов Сахалинской области. Ориентируясь на данное соотношение, можно скорректировать этот расчетный показатель до 1,34% ВВП. Но высокий уровень доходов на Сахалине обеспечивают высокооплачиваемые сотрудники энергетического сектора экономики, а поддержка оказывается в основном семьям с невысокими доходами, что также следует учесть при расчетах.

Прожиточный минимум в Сахалинской области в IV кв. 2016 года составил 13 728 руб, а в России – 9691 руб., что соответствует 70,5%. Тогда расчетный показатель составит 0,7 от 2,2% ВВП или 1,55% ВВП. В дальнейшем мы будем ориентироваться на него».

Стоимость «Сахалинского» комплекса мер по всей России – 1,55% ВВП, с федеральными мерами – 2,7 % ВВП. Таким образом «Сахалинский опыт в 2 раза дешевле французского: во Франции с 1994 по 2010 годы СКР вырос с 1,6 до 2,07 при 5-6% ВВП.

Целевые аудитории проекта

  • Многодетные семьи,
  • малоимущие семьи,
  • семьи с двумя детьми.

География проекта

Сахалинская область

Оценка стоимости и сроков проекта

Свыше 10 млрд ₽, 100 месяцев. По оценкам экспертов АНО «Институт научно-общественной экспертизы» предполагая внедрение сахалинских мер, дополненных иными недорогими мерами, расходы на демографию могут составить 1,55% ВРП.

Стадия развития проекта

Реализован в Сахалинской области. В другие регионы целостно не масштабировался. Успешная практика, входит в картотеку практик «Смартека» АСИ, практика №257

Дальнейшее развитие проекта, финансовая модель

Меры стимулирования рождаемости, реализованные в Сахалинской области с 2011 по 2016 годы и показавшие свою эффективность, могут быть масштабированы на все регионы РФ. При тиражировании будет важно учесть критику «Сахалинского опыта» как панацеи, что не отрицает важности данного кейса, но позволяет более трезво использовать его опыт при адаптации для иных регионов. Изложим некоторые особенности «сахалинского кейса», которые не позволяют его идеализировать и рассматривать в качестве абсолютной панацеи для всех регионов России.

Меры носили стимулирующий (главным образом, экономический) характер, не было задействовано механизмов ценностной, культурной, психологической мотивации к рождению детей, не было предпринято шагов по изменению общественных институтов, формирующих социальное доверие и участие, по поддержке института брака, по укреплению межпоколенческой сплоченности, родственных и соседских микросообществ, по развитию локальных сообществ, по просемейному просвещению и изменению информационной среды.

После подъема рождаемости и доведения СКР до 2,07 произошел откат до уровня 1,95, что подтверждает гипотезу, что смысловой барьер (СКР 2,1) по переходу в новый тип демографической культуры не был преодолен, и быстрый первоначальный эффект объясняется временным сдвигом календаря рождаемости (тезис подтвержден мнением В.Н. Архангельского и др. экспертов). Важно, что СКР менее 2,0 обозначает господствующую социальную стратегию семей на накопление и сбережение ресурсов и жилья в ущерб рождаемости и принципиально не позволяет выйти на устойчивый (не временный) естественный прирост населения.

Особое островное положение региона, исключительно высокий подушевой ВРП и бюджет (регион входит в тройку российских лидеров, с большим отрывом от следующей группы), значительный жилой фонд (население региона сократилось с 715 тыс. чел на нач. 1991 г. до 484 тыс. чел на нач. 2022 г.), хорошая экологическая обстановка и благоприятный климат южной части, а также отсутствие в регионе не только городов-миллионников, но и «крупных» городов (по российской классификации города с населением 250 тыс.–1 млн. чел), отсутствие, за исключением столицы, городов с населением более 34 тыс. чел. – все это не позволяет рассматривать сахалинские подходы как единственные и не требующие дополнения. Если мы обратим внимание на данные последних исследований распределения рождаемости в муниципальных образованиях России, выполненных на базе НИУ ВШЭ (2020 г., А. Петросян), то средний СКР в российских городах с населением 25–50 тыс. чел. определяется на уровне 1,73, с населением 10–25 тыс. чел. – 1,96, в городах и ПГТ с населением менее 10 тыс. чел. – 2,18. То есть, с учетом распределения, показатели Сахалинской области на общем российском фоне не выглядят таким уж выдающимся достижением, и заслуживают внимания только применительно к опыту столицы (Южно-Сахалинск) и нескольких самых крупных городов региона.

Таким образом, «сахалинские меры» должны быть дополнены мерами, мотивирующими российские семьи на деторождение. Мотивирующие меры могут дополнить стимулирующие меры, что позволит перешагнуть барьер «дефицитной» демографической культуры (и естественного воспроизводства населения), обозначаемый уровнем СКР 2.1, закрепиться на нем и начать двигаться от народосбережения к народопреумножению.

Материалы проекта

  1. Закон Сахалинской области от 09.03.2011 № 21-ЗО О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей https://disk.yandex.ru/i/T6hxskyay9N5ag;
  2. Закон Сахалинской области от 18.11.2013 № 110-ЗО О единовременной денежной выплате на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита (займа), семьям в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка https://disk.yandex.ru/i/Ze_VSyVK-Gn6yw;
  3. Закон Сахалинской области от 06.12.2010 № 112-ЗО О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области https://disk.yandex.ru/i/V7lSJiLsFMqIcg;
  4. Постановление Правительства Сахалинской области от 15 июня 2017 года N 277 Об оказании адресной продовольственной помощи в виде предоставления
    набора продуктов питания https://disk.yandex.ru/i/wcnw-13vtlr_9Q;
  5. Постановление Правительства Сахалинской области от 21 февраля 2017 года N 74 Об утверждении порядка компенсации расходов по оплате ежемесячных взносов за жилое помещение в многоквартирном арендном доме в размере 50% отдельным категориям семей с детьми, в размере 100%  инвалидам боевых действий, проживающим на территории Сахалинской области https://disk.yandex.ru/i/bOyMYNqfapwy8Q;
  6. Приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 29 мая 2012 года N 56-н Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки семьям,
    имеющим детей https://disk.yandex.ru/i/8i18xh3brTyzLQ;
  7. Приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 4 мая 2017 года N 68-н Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения https://disk.yandex.ru/i/aV4JCutWwQAKlg.

Источники информации

  1. https://smarteka.com/practices/programma-povysenia-rozdaemosti-na-sahaline;
  2. http://vybor-naroda.org/stovyborah/212762-rost-rozhdaemosti-po-sahalinskomu-scenariju.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Проект «Здоровые дети – общее дело»

Пн Окт 3 , 2022
В рамках проекта «Здоровые дети – общее дело» созданы мультфильмы, способствующие формированию у ребенка ценность здорового образа жизни и ответственную гражданскую позицию. Как грамотно, интересно и доходчиво рассказать ребенку о вреде курения, употребления алкоголя, о важности здорового образа жизни? Можно отправиться в необыкновенное путешествие по организму человека и своими глазами […]