Чесноков: Легализация ИПБ* всегда приводит к снижению рождаемости, обратный процесс намного сложнее (как влияет на рождаемость выведение абортов из частных клиник)

Комментарий координатора движения «За жизнь!» Сергея Чеснокова размещен в журнале «Монокль» (бывший «Эксперт») в статье, посвященной оценкам усилия госрегулирования в сфере абортов. Публикуем одну из рубрика данной статьи.

* ИБП — искусственное прерывание беременности.
——————

Аборты и рождаемость: есть ли связь?

Критики антиабортных инициатив часто указывают, что запрет на прерывание беременности не приводит к повышению рождаемости. Самый яркий пример здесь — Польша. В этой католической стране весьма строгое законодательство. Опасаясь уголовного преследования, врачи часто не решаются выполнить процедуру ИПБ даже в тех случаях, когда у ребенка выявляется серьезная врожденная аномалия, угрожающая жизни матери в том числе. Такая ситуация не раз приводила к трагедиям.

Несмотря на запрет абортов, рождаемость в Польше одна из самых низких в мире. Польские женщины предпочитают предохраняться либо обращаются в клиники других стран. И это при том, что почти половина населения поддерживает консервативный курс страны и в целом разделяет католические ценности.

А, например, в Техасе рождаемость выросла на 4%, отмечают исследователи из Университета Джонса Хопкинса, которые проанализировали период с сентября 2021 года, когда власти запретили аборты на сроках более шести недель. Сторонники запрета ИПБ рады результатам, хотя, конечно, они мечтали о куда больших цифрах. Их противники скрипя зубами признают: да, рождаемость действительно выросла, хотя объяснять увеличение числа младенцев одним только этим законом нельзя. В других штатах США (всего их 13), где запреты на аборты на ранних сроках (после 6, 12 или 15 недель) вступили в силу в 2022 году, исследователи все еще собирают статистику.

«Одними ограничениями демографию, конечно, не улучшить, — говорит член координационного совета Общественной палаты Российской Федерации по национальным проектам и народосбережению, координатор Общероссийского общественного движения в защиту детей до рождения и семейных ценностей “За жизнь!” Сергей Чесноков. — Хотя лично для меня законодательная защищенность жизни ребенка до рождения — это самоценность вне зависимости от того, поднимется рождаемость или нет. Но пока речи о запрете абортов в России не идет: запрещают только их проведение в частных клиниках. Эта мера на рождаемость может повлиять непосредственно».

«В государственных клиниках проводится предабортное консультирование. И в среднем 10–15 процентов беременных решают принять помощь и сохраняют ребенка. Но частные клиники, как правило, такого не предлагают. Если женщины перейдут в государственные медцентры, количество тех, кому будет предложена юридическая, психологическая, материальная помощь, вырастет. Возможно, более чем вдвое. Следовательно, увеличится число рожденных детей», — утверждает Чесноков.

Но запреты работают на демографию лишь на коротком отрезке времени. Чтобы получить длительный эффект, нужно, чтобы в обществе изменилось отношение к ребенку до рождения, к детям в целом и к беременным женщинам. «Конечно, общество не хочет решать свои проблемы, гораздо проще переложить их на эмбрион. Как известно, нет человека — нет проблемы. Ребенок мешает людям, создает трудности, усложняет и без того нелегкую жизнь. Но ребенок-то в этом не виноват, в этом виновато общество. И предъявлять претензии только женщинам тоже неправильно: в нежелательной беременности часто виноват мужчина, окружение женщины, иерархия ценностей социума». По словам Чеснокова, вопрос абортов не решить целенаправленно — нужно работать над проблемами по всему кругу жизни и устранять их на всех этапах.

Здесь возникает коллизия. Право ребенка на жизнь международными документами прямо нигде не отрицается, но в разных странах степень защищенности этой жизни разная. «В южных и восточных регионах такое присутствует, ― говорит Сергей Чесноков. ― В западных, от которых мы сейчас открещиваемся, законодательство либеральное, но это вымирающие государства. Мы-то к каким хотим принадлежать — к тем, которые вырождаются, или к тем, которые хотят улучшить свою демографию?»

Возвращаясь к вопросу связи абортов с демографией: связь эта, по словам Чеснокова, не простая, но легализация ИПБ всегда приводит к снижению рождаемости. «Обратный процесс намного сложнее идет. После того как какой-то барьер в обществе сломан, восстановить его непросто. Нужно, чтобы это было сделано сознательно со стороны социума».

Полностью публикацию «Монокля» см. во вложении в pdf и по ссылке: https://monocle.ru/monocle/2023/07/plody-oshibok-trud..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Стимулирование рождаемости и переезд в Москву: комментарий Чеснокова для радио "Спутник"

Ср Дек 6 , 2023
Сергей Чесноков: барьеров много. Они в разном возрасте разные и в разных социальных средах тоже разные. В мегаполисе у девушек очень часто установка на то, чтобы получить образование, сделать карьеру. С другой стороны, немало девушек хотят семью, хотят детей, но у нас разрушена культура знакомства с целью создания брака. Плюс завышенные […]