Сегодня есть серьезная необходимость предложить подросткам по-новому задуматься о нравственных ценностях — о сердце и душе как главных основаниях личности, средоточии совести, духовного стержня, о способности человеческой души к чистоте, сопереживанию, милосердию, познать традиционные семейные ценности как единственную основу крепкого брачного союза.
Для этого создан цикл «Подросток: территория души». Каждая тема представляет собой час диалога-общения с подростками посредством кинообразов и киногероев из архива отечественного кино «со смыслом», авторских коллажей, роликов, которые позволяют на понятном для подростков языке видеообразов поговорить о «территории души» современного подростка. Это, по возможности, глубокий разговор с подростками о переживаниях души, о сложностях душевных состояний в переходном возрасте, о взаимоотношениях с окружающими, о вызовах, разрушающих душу. В центре всех встреч в рамках цикла — душа. Проявления и раскрытие ее связано с пониманием ценностей души: совести, чести, целомудрия и др.
Структура отдельной встречи в рамках цикла:
- Просмотр видеосюжета, клипа или коллажа, смонтированного из ключевых сцен отечественного кино, который ставит проблему перед подростком образно и доступно для сопереживания, и авторских фильмов.
- Беседа в диалоговой форме по заявленной теме. В одной теме обычно используется от 3 до 5 видеофайлов, по времени это составляет примерно половину встречи, вторая половина отводится выявлению позиций, мнений, суждений и обобщения подростков.
Темы цикла:
- Что мы знаем о душе?
- Кто со мной рядом? Человечность.
- Жить по совести?
- «Все позволительно, но не все полезно…» (алкогольная угроза молодежи).
- Влюбленность — целомудрие — любовь.
- Девичья честь, мужская честь — об этом слов не перечесть.
- Формирование жизненной позиции: «Я помню, давно, учили меня отец мой и мать…»
- Основы семейной этики: один раз на всю жизнь.
- «Тот, кто будет человеком, уже человек» (ценность зачатой жизни).
- Сила духа — величие души.
Лидер проекта
Марина Ильинична Картавая
Адрес проживания руководителя проекта: 652427, г. Березовский, Кемеровская область
Адрес электронной почты руководителя проекта: mkar63@yandex.ru
Цель проекта
- Создать условия для актуализации духовно-нравственных ценностей в личностном кругозоре подростков, приобщение к нравственным нормам, традиционным семейным ценностям.
- Представить подросткам духовные и традиционные семейные ценности посредством видеообраза и диалога как значимые, формирующие жизненные основания, созидающие нравственный стержень личности, приводящие к созданию крепкой семьи.
Задачи проекта
- Развивать у подростков (старшеклассники, студенты 1-х курсов) мотивацию слышать и воспринимать слово и образ, наполненные нравственными смыслами, чтобы понимать и принимать ближнего, совершать нравственный выбор в пользу добра.
- Предложить логически выстроенный видеоряд, организовав просмотр видео, обсуждение, диалог по теме цикла, чтобы максимально раскрыть тему доступным для понимания способом и методом.
- Содействовать выработке душевной стойкости подростков против современных вызовов, развращающих душу, через осмысление их пагубных последствий для личности.
Демографический показатель, на который влияет практика
- Прививание молодежи традиционных семейных ценностей.
- Воспитание будущих отцов и матерей.
Как оценивается успешность практики
Реализация проекта: участие подростков в тематических встречах цикла приводит их к пониманию души как «сердцевины» личности, требующей глубочайшего внимания и заботы, побуждает осуществлять нравственный самоконтроль, давать моральную оценку своим и чужим поступкам, формировать мотивацию поступать согласно своей совести. Это позволяет им сделать для себя важные нравственные открытия: целомудрие (до 90% не знали о такой добродетели), духовное понимание чести, ценность зачатой жизни, что составляет духовное основание жизненной позиции. Это происходит в ходе диалога, выявляется с помощью опросов, оставленных отзывов о встрече.
Целевые аудитории проекта
Подростки от 14 до 19 лет
География проекта
Кузбасс
Стадия развития проекта
В процессе реализации
Дальнейшее развитие проекта, финансовая модель.
Этот цикл можно и нужно тиражировать в регионы, так как каждая тема методически разработана, на его основе можно составить просветительскую программу дополнительного образования, цикл классных часов, внеурочной деятельности.