КАК ПРИВЛЕЧЬ СЕРЕБРЯНЫХ ВОЛОНТЕРОВ К РЕШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ? (к концепции проекта “Серебряная демография”).

Во все времена, с момента появления человека на земле, старшее поколение людей являлось источником передачи младшему поколению опыта, который включал в себя знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы. Этот опыт был жизненно необходим для развития общества. Изначально старшее поколение было основным, а чаще единственным источником культурно-исторического опыта, мудрости, знаний, накопленных предыдущими поколениями. С развитием письменности и книгопечатания, а позднее институтов образования функция передачи опыта частично перешла к искусственно созданным структурам, такие как школа, училище, университет. Передачу опыта младшему поколению от старшего, а по сути процесс воспитания, заменила целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

В новейшей истории с развитием производства, науки и техники, сети интернет, с улучшением качества жизни и тенденции к раздельному проживанию поколений одной семьи, процесс передачи личного опыта в большинстве случаев сводится к формальному общению, к совместному времяпровождению и отдыху бабушек и дедушек с внуками. Дети и подростки чаще спрашивают у поисковиков сети интернет как распилить доску или приготовить котлеты, чем у родных родителей или бабушек с дедушками.

В последнее время по всей стране стали создаваться государственные и муниципальные структуры и программы, которые позволяют людям пенсионного возраста проводить время с пользой для физического, умственного и духовного развития. Они получили даже различные названия программ для так называемого серебряного возраста.

Предлагаемые программы содержат массу полезных и очень нужных активностей. Все активности направлены на взаимодействие старшего поколения с различными интересными людьми, тренерами, преподавателями на различных площадках учреждений культуры, искусства, спорта. Нет только в этом списке… детей и подростков.

По сути пенсионеры превращаются в закрытую систему, своеобразное гетто, которое обеспечивает активную жизнь на склоне лет, делает эту жизнь яркой, насыщенной, но… лишенной высшего смысла. Люди старшего поколения приобретают навыки рисования, фотографирования, пения, игры на музыкальных инструментах, танцев. Изучают иностранные языки, финансовую грамотность, психологию, историю искусства. Занимаются спортом, играют в настольные игры, ходят по-скандинавски. Но возникает вопрос — а зачем? Кому потом будут переданы эти уникальные навыки? На что будет направлена увеличившаяся продолжительность жизни? И кто в это время занимается с внуками этих пенсионеров? Возможно няни, возможно сеть Интернет, которая в последнее время заменяет всё и всех, а возможно вообще никто. Или нет и уже не будет этих внуков, потому что родители понимают, что сидеть с ними будет некому. Бабушки и дедушки заняты своей собственной общественной и личной жизнью.

Предлагаемая нами концепция проекта «Серебряная демография” (рабочее название, ищем более креативное) предполагает вовлечение старшего поколения в процесс воспитания детей, обучения их всевозможным навыкам, передачи ценного опыта, который внукам невозможно нигде получить, кроме как общаясь вживую с представителями старшего поколения.

Причем это возможно на базе тех же самых площадок и структур, создаваемых для пожилых людей. Но мы предлагаем создавать программы активностей, в которых помимо пожилых людей совместно участвовали бы их внуки и внуки тех, кто пока не участвует в таких программах. Государство и местные власти могут также организовать для пенсионеров, прошедших курсы нянь, вакансии, оплачиваемые из местного или федерального бюджета. Это позволило бы молодым родителям, не тратя средств на нянь, вернуться к работе по своей специальности или к учебе. В конечном счете уверенность молодых родителей, что при рождении детей они не будут надолго выключены из трудовой деятельности, приведет к рождению большего количества детей в молодых семьях.
Как дальнейшие меры мы предлагаем выплату пенсий с более раннего, дореформенного возраста, тем представителем старшего поколения, которые будут сидеть со своими или чужими детьми. А чужих детей, как известно, не бывает.

Взаимное духовное и нравственное обогащение старшего и младшего поколения будет способствовать сохранению традиционных семейных ценностей, носителями которых являются люди, имеющие богатый жизненный опыт в построении семьи, воспитании детей и организации быта семьи. Пусть даже это будет опыт “от противного”, но даже на его основе можно многому научиться и научить.
В проект “Серебряная демография” могут быть включены различные категории. Например, в категории спорт и физкультура совместное участия детей и пенсионеров в командных видах спорта, такие как футбол, баскетбол, пионербол, волейбол, гандбол, настольный и большой теннис, городки, дартс.

В категории творчество возможно осуществление театральных постановок, в которых будут как взрослые, так и детские роли. Занятия по хоровому пению, игре на музыкальных инструментах, рисованию, рукоделию, занятия по ведению домашнего хозяйства и здоровому образу жизни также рассматриваются как составляющие части проекта.

В категории образование возможны совместные пешие или автобусные экскурсии по интересным местам нашей необъятной Родины.

В общем поле для творчества — необъятное. Как раз для нашего деятельного старшего поколения, которое составляется сейчас почти тридцать процентов в составе структуры социума в целом. Нас целая армия. Компетентных. Деятельных. Невостребованных.

Уже сейчас можно выделить следующие четыре направления работы по проекту:

  • направление “Работа”: содействие проекту “сертификация нянь” или взаимодействие с уже существующими проектами “Активное долголетие”, “Социальные няни”, “СоСеДи”;
  • направление “Обучение”: например, проект “Серебряные воспитатели”, обмен лайфхаками и др.;
  • направление “Законодательство”: продвижение законодательной инициативы о пенсиях для тех, кто будет заниматься с детьми, своими или чужими;
  • направление “Добровольчество”: от помощи многодетным в уходе за детьми до просветительской работы по профилактике абортов и защите жизни и помощи беременным.

Одной из первых конкретных акций и дел могла бы стать подготовка второго праздника благодарности родителям “Спасибо за жизнь” (сайт праздника: БлагодарностьРодителям.РФ).
Первый праздник прошел 22 декабря 2021 года в более чем 4 тысячах образовательных учреждений в 39 регионах России.

В этом году надо расширять географию и охват учебных заведений. Есть методика как проводить праздник. Можно инициировать его проведение в ближайшей школе, воинской части, детском доме. А можно и в своей семье подговорить внуков поздравить родителей и поблагодарить Ваших детей за жизнь. Ну и в ответ, мы уверены Ваши дети конечно же поблагодарят и Вас.
В общем работы — невпроворот! Кому это интересно — включайтесь!

Георгий Крупин, координатор проекта “Серебряная демография”, полный текст выступления на заседании Наблюдательного совета Демографической платформы.РФ 30 августа 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Парадокс мегаполиса: Названы причины низкой рождаемости в Петербурге и других городах (Комментарий Сергея Чеснокова)

Чт Сен 22 , 2022
НЕВСКИЕ НОВОСТИ (nevnov.ru), 22 сентября 2022 г. — За два летних месяца текущего года в Северной столице родилось на 7,5 % меньше людей, чем в 2021. Такая тенденция сохраняется уже несколько лет. Чтобы повысить показатель, эксперт рекомендует организовывать целостную инфраструктуру в городских районах, чтобы рядом были и места работы, и […]